УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Чепикова Наталья Вячеславовна






Развитие речи будет происходить интенсивно, если создать для малыша необходимые условия, которые ему будут помогать.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной и речевой готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Многие дошкольники испытывают трудности при выполнении действий, требующих точности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Такая работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в содружестве детского сада с семьей.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом для рисования, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурки животных и предметов.

Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Убедите детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают своё эстетическое восприятие. В дальнейшем для штриховки можно использовать ручки с цветными пастами.

Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур.

 

 

 

 

В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити).

При письме особенно важно сформировать сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами. 

 

Графомоторные навыки включают в себя следующие показатели:

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

(пальчиковая гимнастика,шнуровки,мозаики и т.д.)

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам(возьми мяч со стола,положи мяч под стул);

- задания с условиями по выбору нужных направлений (сделай три шага прямо,повернись направо,сделай 2 шага и т.д.).

- занятия по штриховке по контуру, обводкатрафаретов;

- срисовывание геометрических фигур;

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

- дорисовывание незаконченных рисунков;

-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти:

 

большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать

 

Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц.  Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.

Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Желаю радости от общения с вашими детьми!

Задержка речевого развития (ЗРР). Речь о ЗРР идет в том случае, когда малыш овладевает устной речью позже, чем положено по возрастным нормам. В настоящее время ЗРР диагностируют у 3 – 10% детей, причем у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Важно понимать, что самостоятельно отставание в развитии речи не пройдет, ребенок НЕ ПЕРЕРАСТЕТ — необходимо комплексное лечение! Иначе это грозит общей задержкой психического развития и социальными проблемами.  Причины задержки речевого развития можно разделить на: Биологические: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность. Психолого-педагогические: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда, искаженное восприятия родного языка на слух, неправильное использование средств коммуникации. Принято выделять 3 степени выраженности ЗРР: Легкая, средняя, тяжелая. Речевые нарушения очень разнообразны, и родители могут не замечать их или оправдывать возрастом ребенка. Очень важно не затягивать, и как можно раньше обратиться за помощью!

 

За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи.

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.

Для удобства, информация размещена в ТАБЛИЦЕ.

Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФНР, ФНР, ОНР.

Что такое ФФНР? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка – «сяпка»). Он не имеет четких представлений о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно.

Что такое ФНР? При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».

Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы, дефекты произношения и фонематические нарушения.

Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

     Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической гимнастики, которые  помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

  КИНЕЗЕОЛОГИЯ -  наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения .

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ

 

На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.

Родители хотят привить своим детям базовые навыки как можно раньше, дать хорошую образовательную базу к школе. Остается определиться с ответом на вопрос: когда начинать учить ребенка читать?

КОГДА МОЖНО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ

Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Кто-то, наоборот, предпочитает оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму - основной тезис таких родителей.

Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?

 

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ СЛИШКОМ РАНО

С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.

Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).

Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.

Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:

  • отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
  • сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
  • взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
  • появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
  • потере мотивации и желания учиться.

История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:

  • понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
  • умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
  • получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
  • удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).

Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне. Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей.

Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.

 

КАК РАЗВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

Еще до начала обучения грамоте нужно прививать ребенку любовь к чтению. В раннем возрасте он слушает, как ему читают родители, рассматривает картинки в книге. У малыша появляются любимые персонажи сказок и рассказов. Уже в этом возрасте важно показать ему, что книга это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга. Хорошо, если окружение ребенка читающее, тогда, подражая старшим, он может сам захотеть знакомиться с литературой.

Опираясь на то, что основная форма деятельности детей это игра, обучение стоит проводить в игровой форме. Малыш будет лучше усваивать материал, не терять концентрацию во время занятия, избежит стресса, так как занятие для него будет иметь развлекательный характер.

Также есть важный нюанс, который редко учитывается родителями: необходимо правильно подобрать программу для обучения Вашего ребенка, чтобы он занимался эффективно и не терял мотивацию в процессе.

 

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки. Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги. Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.

Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка. Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь. Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения. При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.

Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.

 

МИНУСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

 

 

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ

 

На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.

Родители хотят привить своим детям базовые навыки как можно раньше, дать хорошую образовательную базу к школе. Остается определиться с ответом на вопрос: когда начинать учить ребенка читать?

КОГДА МОЖНО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ

Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Кто-то, наоборот, предпочитает оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму - основной тезис таких родителей.

Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?

 

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ СЛИШКОМ РАНО

С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.

Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).

Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.

Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:

  • отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
  • сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
  • взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
  • появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
  • потере мотивации и желания учиться.

История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:

  • понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
  • умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
  • получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
  • удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).

Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне. Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей.

Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.

 

КАК РАЗВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

Еще до начала обучения грамоте нужно прививать ребенку любовь к чтению. В раннем возрасте он слушает, как ему читают родители, рассматривает картинки в книге. У малыша появляются любимые персонажи сказок и рассказов. Уже в этом возрасте важно показать ему, что книга это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга. Хорошо, если окружение ребенка читающее, тогда, подражая старшим, он может сам захотеть знакомиться с литературой.

Опираясь на то, что основная форма деятельности детей это игра, обучение стоит проводить в игровой форме. Малыш будет лучше усваивать материал, не терять концентрацию во время занятия, избежит стресса, так как занятие для него будет иметь развлекательный характер.

Также есть важный нюанс, который редко учитывается родителями: необходимо правильно подобрать программу для обучения Вашего ребенка, чтобы он занимался эффективно и не терял мотивацию в процессе.

 

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки. Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги. Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.

Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка. Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь. Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения. При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.

Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.

 

МИНУСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

 

 

Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.

 

Уважаемые родители!

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

 

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

 

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.

 

Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

 

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

 

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

 

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

 

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

 

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

 

Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 - 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

 

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

 

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

 

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

 

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

 

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

 

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

 

Помните, что:

  1. сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  2. по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

 

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

 

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

 

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Маленький ребенок воспроизводит то, что слышит. Если окружающие его взрослые говорят в соответствии с правилами и нормами родного языка, то и ребенок избежит большого количества ошибок, овладевая речью. Если же речь взрослыз изобилует большим количеством лексических и грамматических ошибок, вероятно, что и ребенок будет делать аналогичные ошибки.

Дети копируют не только слова, но и интонации, ударение, темп речи. 

дети быстро накапливают словарный запас, не исключение и бранные слова, слова-паразиты. 

Ребенку же, усвоившему в дошкольном возрасте нормы звукопроизношения, в школе будет проще усваивать правила письменной речи.

ПОМОГИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ!

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО  И БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА!

Завершился I открытый региональный фестиваль «Мастерская открытий» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Свердловской области.

Детский фестиваль профессионального мастерства стал поистине уникальным и масштабным событием среди дошкольников всей области. Цель фестиваля: формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру в доступных видах деятельности и создание модели игровых практик, способствующих профориентации.

В этом году фестиваль проходил в режиме онлайн. Для участия в фестивале было подано 290 заявок педагогами-наставниками из разных городов Свердловской области. Всего было представлено 20 «игровых ситуаций», в каждой, в зависимости от количества поданных заявок, определены лучшие номинации.

Наш детский сад представляла воспитанница подготовительной группы Ольга Сабурова , которая участвовала в номинации «ИГРАЮ В ДЕТСКИЙ САД. Я-ЛОГОПЕД».Ей предстояло подготовиться и провести настоящнн логопедическое занятие для детей-волонтеров по автоматизации звука Р на тему «Космос.Космическое пространство».

Участию предшествовала огромная подготовительная  интересная работа: подготовить визитную карточку, сшить профессиональный костюм (спецодежду), оформить кабинет, изучить производственный процесс, практически до уровня профессионала, продемонстрировать игровую ситуацию, соблюдая технику безопасности и прокомментировать свои действия. И ,конечно, надо было справиться с волнением.

Оля отлично справилась со своим заданием и стала победителем конкурса в номинации »Лучшая коммуникация на логическом занятии». Поздравляем Олю с ПОБЕДОЙ в таком интересном, сложном конкурсе!

Посмотреть видео всех участников конкурса можно пройдя по ссылке https://247.tvoysadik.ru/site/pub?id=632 .

А также хочется выразить слова благодарности родителям Ольги за помощь в подготовке к конкурсу!

Принимая участие в фестивале, дошкольники познают мир профессий и формируют набор незаменимых умений и навыков, которые позволят не только сделать первые осознанные шаги к построению своей профессиональной траектории, но и познакомиться с многообразием интересных, перспективных и востребованных специальностей нашего времени.

                                                                                                   Учитель-логопед Чепикова Н.В.

"Как долго нужно заниматься с логопедом?", "Сколько необходимо занятий?". Подобные вопросы  задают чаще всего. Это нормально, ведь родителям нужно хотя - бы примерно представлять, сколько времени и денег придётся потратить. И можно  ответить на эти вопросы, прямо и конкретно: "Для [Р] необходимо 8 занятий, и точка!". Или что - то в этом роде. Если бы всё зависело ТОЛЬКО от нас. К сожалению, это не так. На успешность и продолжительность логопедической работы влияет куча факторов, а не исключительно  профессиональные навыки. Для начала его необходимо показать специалисту... очно. Только после диагностики логопед сможет сделать выводы и примерно сориентировать вас по срокам. Давайте разберемся, от чего же зависит продолжительность логопедической работы. Список далеко не полный, но мы пробежимся по верхам. 1. Конечно, эффективность зависит от специалиста, который работает с вашим ребенком. Я всегда призываю искать «своего» логопеда, с которым будет комфортно вам и вашему ребенку. Сходите на консультацию к нескольким специалистам, постарайтесь вникнуть в суть проблемы, чтобы отделить мух от котлет и не страдать потом от ложных ожиданий. 2. Логопедическое заключение. Речевой «диагноз» ребенка. В зависимости от тяжести речевого нарушения, может потребоваться от 8 — 10 занятий, до нескольких ЛЕТ серьезной логопедической работы. 3. Дисциплина. Если вы хотите, чтобы логопедическая работа была эффективной, нужно РЕГУЛЯРНО посещать занятия, выполнять домашние задания и контролировать речь ребенка. Если вы ходите неделю через две, делаете д/з «на отвали» (или не делаете вовсе) и не обращаете внимания на то, как говорит ваш ребенок, то и результаты будут соответствующие. 4. Готовность родителей решать медицинские проблемы ребенка. Иногда логопед «посылает» вашего ребенка к врачам: ЛОРу, неврологу, сурдологу, ортодонту и даже психиатру. Во многих случаях нерешенные проблемы со здоровьем делают логопедическую работу малоэффективной, а то и вовсе невозможной. Проблемы со слухом, с дыханием, прикусом, тонусом, поведением… 5. И от ребенка тоже кое — что зависит))) От его отношения к дефекту, мотивации, готовности сотрудничать, работоспособности и т.д. Логопедические занятия, даже платные, предполагают, что усилия будут прикладываться не только со стороны педагога, но и со стороны ученика и его родителей. Уместнее всего это сравнить с занятиями в спорт. зале. Тренер может показать вам эффективные упражнения, может подобрать диету. Но если вы будете посещать спортзал раз в три недели и есть булки перед сном, результата вы не увидите))) Чем меньше усилий вы прикладываете со своей стороны, тем дольше вам придется ходить к логопеду.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 

  • Игра «Кто рядом со мной!»

Очень рада детвора - в детский сад идти пора!

Кто встречает утром маленьких ребят?

Кто рисует с ними, пляшет и поет,

Гладит по головке и гулять ведет?

Знаешь ты, и знаю я —

Это воспитательница добрая твоя!

Задайте ребенку вопросы:

- Где работает воспитательница? (В детском саду.)

- Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.)

Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в детском саду.

 

· Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Расскажите ребенку о Незнайке, который часто ошибается. И попросите сказать, правильно ли рассказал Незнайка.

Когда спим, тогда играем.

Если спим, то не играем.

Когда ем, я говорю.

Если ем, не говорю.

 

  • Игра «Накрываем на стол»

Попросите ребёнка помочь Вам накрыть на стол. Спросите ребенка: «Что мы нальем в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)

Прочтите рифмовку:

На стол я буду накрывать,

Посуду нужно собирать.

Прокомментируйте свои действия. Скажите: «Я поставлю на стол глубокую тарелку. А ты?» — «И я поставлю на стол глубокую тарелку».

 

  • Игра «Складываем игрушки»

Подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному.

Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.

Прочтите рифмовку:

Ваша воспитательница

Строгая всегда.

Если вы играете,

То вместе убираете

Книжки и картинки,

Игрушки и машинки!

Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее на полку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Куда ты положил мяч? Возьми куклу. Посади ее на стул. Куда ты посадил куклу? Возьми картинку. Положи ее в стол». Давая поручения, чётко проговаривайте предлоги.

 

· Игра «Я и мы»

Прочтите рифмовку, одновременно имитируя действия, о которых идет речь.

Я-я-я, я-я-я,

Все умею делать я —

Я сажаю, поливаю,

За посадкой наблюдаю.

При прочтении второй части рифмовки делайте перед глаголами небольшие паузы для того, чтобы ребенок мог вставлять слова:

Мы-мы-мы, мы-мы-мы,

Все умеем делать мы.

Мы ... (сажаем), ... (поливаем),

За посадкой ... (наблюдаем).

 

· Игра «Я — мы»

Объясните правила игры: «Я - воспитатель . Я буду выполнять движения и рассказывать о том, что я делаю. А ты повторяйповторять это движение и говорить, что они делают».

Прочтите рифмовку:

Что мы делали — покажем.

И покажем, и расскажем!

Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем».

Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся.

 

  • Игра «Киска в гости к нам пришла»

Спрячьте игрушечного котика за ширму. Помяукайте. Спросите у ребенка: «Кто это мяукал?» Если ребенок не может ответить, ответьте на вопрос сами: «Это котик мяукал!» Покажите ребенку игрушечного котика.Прочтите потешку, показывая по ходу чтения пальчиком ребенка на части тела кота:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

Попросите показать части тела, которые вы назовете. Спойте вместе с ребенком песенку кошки: «Мяу!»Проведите аналогичную игру и с другими игрушками-животными.

· Игра «Дрессировщик»

Расскажите ребёнку про цирк. В цирке работает дрессировщик. Он дрессирует животных и выступает с ними в цирке. Для того, чтобы животные слушались, нужно строго приказать: "Сидеть!"»

Предложите ребенку поиграть и цирк — стать дрессировщиком и отдавать команды дрессированным собачкам, кошкам: «Иди, сиди, лакай, грызи, прыгай, беги...». В роли дрессируемой зверушки может быть как игрушка (взрослый выполняет ею движения), так и сам взрослый, изображающий действия.

 

· Игра «Строгая мама»

Что за визг гав-гав, что за лай!

Ну, скорее отвечай!

Предложите ребенку стать щенком. Попросите ребенка выполнять различные действия и называть их: «Я прыгаю. Я иду. Я прыгаю. Я лаю».

 

  • Игра «Петух, курица, цыпленок»

Покажите ребенку изображение петуха (курицы. Цыплёнка). Скажите: «Вот петух. Петух серьезный! Это хвост, это ноги, это клюв, это гребешок». Прочтите потешку:

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет... (ку-ка-ре-ку!).

Предложите ребенку рассмотреть нарисованного петушка. Спросите: «Кто нарисован на картинке? Как поет петух? Покажи, где у петуха ноги, хвост, клюв».

Затем рассмотрите вместе с ребенком нарисованную курицу. Расскажите о ней: «Вот курица. Курица красивая! Это хвост. Это ноги... „Ко-ко-ко",— говорит курица».

Прочтите потешку:

Курочка моя, умница моя,

Вот пшено, водичка.

Дай ты мне яичко,

Умница моя! (Чешская песенка)

Задайте ребенку вопросы: «Кто нарисован на картинке? Как говорит курица? Где у курицы ноги, хвост, клюв?»

Так же рассмотрите на рисунке цыпленка и побеседуйте о нем:

«Вот цыпленок. Он маленький. Это ножки, это хвостик, это клювик. Цыпленок желтый, пушистый».

Прочтите рифмовку:

Я цыпленок, пи-пи-пи!

Очень хочется воды!

Скоро-скоро подрасту,

Закричу: «Ку-ка-ре-ку!»

Спросите: «Как закричит цыпленок, когда вырастет?»

· Игра «Чудесный дом»

Есть у нас чудесный дом,

И живут зверюшки в нем.

Миша... (имя ребенка) к дому подойдет.

Спросит он: «Кто там живет?»

Затем попробуйте имитировать голосом крик петушка (ку-ка-ре-ку); кудахтанье курицы (ко-ко-ко); писк цыплят (пи-пи-пи).

Попросите угадать, кто так говорит.

После угадывания всех персонажей, прочтите рифмовку, предложите ребенку ее договорить:

Веселый цыпленок на ферме живет,

Веселый цыпленок громко поет:. (Пи! Пи! Пи!).

Веселый петух на ферме... (живет),

Веселый петух громко...(поет): (Ку!Ка!Ре!Ку!)

Веселая курица на ферме... (живет),

Веселая курица громко... (поет): (Ко!Ко!Ко!).

13 ноября отмечают Всемирный день доброты

Читайте ДЕТЯМ добрые книги ,учите их  совершать добрые поступки!

"Мешок яблок" В. Сутеев
Учит щедрости, умению делиться с другими, даже когда у тебя самого «детишки голодные». Закладывает в сознание важную мысль – если ты щедрый – у тебя будет много хороших друзей.
"Поросенок Чуня" Е. Карганова
Учит тому, что не важно твое происхождение, то кем ты являешься, определяют твои поступки. Учит, что важно не кто ты, а какой ты? В мире предвзятости и предубеждений, добрые поступки помогают найти хороших друзей.
"Крошка енот" Л. Муур
Учит вечной истине – если ты улыбаешься людям, они в ответ улыбнутся тебе! Учит доброте и приветливости, а также показывает почему неправильно решать проблемы кулаками.
"Фунтик" В. Шульжик
Учит доброте и показывает, что зло всегда наказывается. Главной изюминкой является, конечно же, песня про доброту, которую не плохо выучить и петь вместе со своим малышом.
" Мама для мамонтенка" Д. Непомнящая
Учит трепетному отношению к родителям, особенно маме. Прекрасно показывает и внушает детишкам важную мысль, что для них родители, это их главное сокровище, которое нужно ценить.
Эти и другие книги данной тематики можно взять в  городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара, П.П.Бажова, С.Я.Маршака

«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».

 Скороговорки – самый весёлый способ помочь ребенку исправить произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. 

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Скороговорки помогут внести в занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Чем полезны скороговорки

  • тренируют речевой аппарат,
  • развивают фонематическую и артикуляционную память,
  • обогащают словарный запас,
  • ставят речевое дыхание,
  • помогают сделать речь интонационно грамотной,
  • подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
  • Хвалю халву.
  • У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  • Король-орёл.
  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
  • Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 
  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  • Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
  • Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
  • Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 

Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции.

 

23 августа 1930 года родился ЭДУАРД ШИМ - русский писатель, драматург.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) родился в Ленинграде. Вырос в детском доме. С 16 лет он работал, переменив множество занятий. Был столяром, садоводом, токарем, шофёром.

Свои книги Эдуард Шим писал для детей. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок. В них он постарался рассказать о своих многолетних наблюдениях за птицами и зверями, а заодно «перевести» на человеческий язык их «беседы».

Если вы хотите почувствовать как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот; как красивы вырезные листья клена или сверкающие на солнце ледяные сосульки; как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава - читайте книги Эдуарда Шима!

Вот некоторые из произведений:

  • Кто копыта потерял?
  • Сказка об Иване-Заре: Грузинская народная сказка. 
  • Вода на камушках.
  • Рассказы и сказки. 
  • Сказки, найденные в траве. 
  • Сочини стихи, машина!
  • Перекрёсток
  • Цветной венок
  • Ребята с нашего двора
  • Я рисую дом
  • Жук на ниточке
  • Не кончаются заботы
  • Двойной свет
  • Вода на камушках
  • Медовый ручеёк

Эти и другие произведения автора можно взять для прочтения в Центрального городской библиотеке им.А.П.Гайдара

                                                               учитель-логопед

                                                                    Чепикова Н.В.

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

      Первый раз прочитайте произведение самостоятельно. Проанализируйте, подойдет ли оно для ВАШЕГО ребенка?

      Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

      Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

       Объясните ребенку ВСЕ непонятные, незнакомые слова и явления.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

 Младшая группа:

      Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

      «Сказка о громком барабане»

      Стихи об армии, мужестве   

 

Средняя группа:

      Георгиевская С. «Галина мама»

      Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

      «Таежный подарок».

       «Мать- Земля» Я Абидов

       «Навек запомни» М. Исаковский

       «Братские могилы» В. Высоцкий

       «Советский воин»

       «Отцовское поле» В. Крупин,

      «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

      Л. Кассиль "Твои защитники".

       Митяева А. «Дедушкин орден»

 

Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Старшая группа:

      Ким Селихов, Юрий Дерюгин

«На красной площади парад»

      Соболев Леонид «Батальон четверых»

      Алексеев Сергей «Орлович-воронович»,

«Шинель» Е. Благинина

       С. П. Алексеев «Брестская крепость».

      Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

      О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

      А. Гайдара «Война и дети»

      У. Бражнина «Шинель»

      Черкашин «Кукла»

 

Подготовительная группа:

      Л. Кассиль «Главное войско»

      Митяев Анатолий «Землянка»

      Лавренев Б. «Большое сердце»

      Зотов Борис «Судьба командарма Миронова»

      «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой,

      М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

      Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

      С. Баруздин «Рассказы о войне»

      С. Михалков «День Победы»

      С. П. Алексеев «Брестская крепость».

      Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

      Л. Кассиль «Сестра»   

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких.

Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

 

 

 

 

 

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Предлагаю научиться выполнить с детьми развивающие упражнения.

В логопедии кинезиология активно используется также и для автоматизации звуков. для этого можно воспользоваться разработанными КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ  ТАБЛИЦАМИ следующим образом:

Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.

Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево. Но если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.

Со звуками С – Ш упражнение проводится аналогично.

 

6 апреля волшебный праздник —

День русской народной сказки!  Помните, как вместе с мамой и папой вы впервые отправились в страну волшебных русских сказок? Чудесные мудрые истории объясняли нам, что такое хорошо, а что такое плохо, и делились своей загадочной красотой 

Теперь вы сами — родители, которые путешествуют в мир сказок со своим малышами. Наверняка, им нравится забавный Колобок или добрая Красная Шапочка. А может быть, находчивая Машенька заставляет деток смеяться? В этот праздник предлагаю вспомнить русские народные сказки.

«Вершки и корешки». Помните историю о хитром мужике, который медведя обманул? Забавная и поучительная сказка обязательно понравится детям от 3-х лет. «Царевна-Несмеяна». Жили-были в царстве грустная Царевна, которую ничто не могло обрадовать, и простой рабочий, у которого ничего не было, но он во всем находил хорошее. Старая добрая сказка легко расскажет о том, как важно ценить то, что имеешь.  «Волк и семеро козлят». Эта народная сказка непременно научит ребенка опасаться незнакомцев и объяснит, что необходимо слушаться родителей. «Лиса и журавль». Короткая история покажет, почему нужно быть внимательным к окружающим.  «Каша из топора». Эта сказка о находчивом солдате научит ребенка относиться к трудностям с юмором и проявлять смекалку даже в самых трудных ситуациях.

А какие волшебные истории любит ваш ребенок?

Читайте сказки, рисуйте сказочные сюжеты и присылайте свои рисунки на сайт ДОУ с пометкой "РУССКИЕ СКАЗКИ". Активные участники получат приятные поощрительные призы по окончании периода самоизоляции.

Задание для детей, занимающихся на логопункте.

Задание 1. Игра с мячом. Бросаем ребенку мяч и называем сказочного героя, ребенок в ответ называет название сказки. Затем наоборот. Задание 2.  Автоматизация звука. Рассказываем ( читаем) ребенку сказку, затем он рассказывает самостоятельно ( звук Л- Колобок, Волк и 7 козлят. Р- репка, Курочка-ряба.)и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

Многих родителей сейчас волнует вопрос - как организовать работу с детишками, чтобы не получилось регресса в речевом развитии за время карантина. Продолжать заниматься самостоятельно дома не сложно. Данные рекомендации вам в этом помогут.

Общие советы по проведению занятий дома.

 

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Исправить  произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. Помните, что Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит.

Занятия должны быть регулярными.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. 

Рекомендации по проведению Артикуляционной гимнастики, а также  Комплекс упражнений можно почитать, пройдя по ссылке http://sop1.46rev.tvoysadik.ru/info/item/25 , http://sop1.46rev.tvoysadik.ru/info/item/34.

Также, для поддержания интереса у ребенка, рекомендую воспользоваться презентационным материалом.(файл «Артикуляционная гимнастика СМЕШАРИКИ»). из 2

Упражнения для развития мелкой моторики.

 

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. В дошкольном возрасте эффективны игры с мелкими предметами, счётными палочками, рисование, лепка, игры с массажным мячиком и др.

Вот несколько идей и приёмов , как развить моторику малыша:

*Игры с пластилином.

Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас.

* Используйте шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

 * Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

 

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи.

Для закрепления изолированного произношения звука, можно использовать презентацию «Зарядка для глаз. Смешарики»-при движении Смешарика в одну сторону делаем глубокий вдох через нос, затем при движении в обратную сторону делаем глубокий выдох и произносим длительно изучаемый звук.

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком.

 

Информацию по развитию связной речи ребенка, можно получить, пройдя по ссылке http://sop1.46rev.tvoysadik.ru/info/item/9  , http://sop1.46rev.tvoysadik.ru/info/item/31.

 

И не забывайте о движении! В этом вам помогут весёлые физминутки. Например, «Смешарики».

В любом случае важно заниматься с ребенком дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

Старайтесь находить каждый день время для речевых игр. И не забывайте, что вы — родители, а не педагог. Старайтесь не давить на ребенка и преподносить всё в игре. Хоть иногда это и сложно.

А самое главное, не впадайте в панику, старайтесь лишний раз не выходить в людные места и ограничьте время ребенка перед телевизором или другим гаджетом. Надеюсь, скоро всё закончится, и мы вернемся к обычной жизни. Всем здоровья!

                                                                     Учитель-логопед

                                                                     Чепикова Н.В.

Бывают случаи, когда вмешательство специалиста неизбежно. Ребенок не проходит те этапы развития психических процессов, которые положены по возрасту. Время идет. Объем не сформированных навыков накапливается как снежный ком. Чем раньше родители начнут действовать, тем больше вероятности, что ребенок сможет пойти в общеобразовательную школу.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников.                   Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

 

В результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.

Речь — это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии- это конкретные этапы развития, работы мозга.

Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации.

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка. Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Игра, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка.

Правильно организованная  игра даёт возможность:

  • обогащать и закреплять словарь;
  • формировать грамматические категории; 
  • развивать связную речь;
  • расширять знания об окружающем мире;
  • развивать словесное творчество.

Рекомендовано для прочтения родителям, чьи дети имеют нарушения речи

ЕСЛИ  РЕБЕНОК  НЕ  ГОВОРИТ  В  ТРИ  ГОДА…

Советы Доктора Комаровского

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

консультация для родителей

Новости

13.02.2023

Воспитанники детского сада номер 46 СОП 1 приняли участие в Всероссийском конкурсе "Письмо защитнику

09.02.2023

Проделки Бабы Яги на новый лад… 12 записочек, квест, геокешинг – всё это синонимы одно

09.02.2023

«Мы дежурные сегодня, Станем быстро помогать, Аккуратно и красиво все столы сервировать&raqu